- Равик, ведь я каждый вечер приходила к тебе. Ты должен был знать, что я и на этот раз приду. А может, ты ушел просто потому, что не хотел меня видеть?
- Нет.
- Если ты не хочешь меня видеть, скажи, будь откровенен.
- Я бы тебе сказал.
- Значит, не в этом дело?
- Нет, действительно не в этом.
- Тогда я счастлива.
Равик посмотрел на нее.
- Что ты сказала?
- Я счастлива, - повторила она.
Он помолчал с минуту.
- А ты понимаешь, что говоришь? – спросил он наконец.
- Да.
Тусклый свет, проникающий с улицы, отражался в ее глазах.
- Такими словами не бросаются, Жоан.
- Я и не бросаюсь.
- Счастье, - сказал Равик. – Где оно начинается и где кончается?
Он тронул ногою хризантемы. Счастье, подумал он. Голубые горизонты юности. Золотая гармония жизни. Счастье! Боже мой, куда все ушло?
- Счастье начинается тобой и с тобой же кончится, - сказала Жоан. – Это же так просто.
Равик ничего не ответил. Что она такое говорит? – подумал он.
- Чего доброго, ты еще скажешь, что любишь меня.
- Я тебя люблю.
Он сделал неопределенный жест.
- Ты же почти не знаешь меня.
- А какое это имеет отношение к любви?
- Очень большое. Любить – это когда хочешь с кем-то состариться.
- Об этом я ничего не знаю. А вот когда без человека нельзя жить – это я знаю.
Она наполнила рюмку и выпила. Затем снова налила и протянула ему. Он выпил не сразу. Все это неправда, подумал он. Полусон в увядающей ночи. Слова, сказанные в темноте, - разве они могут быть правдой? Для настоящих слов нужен яркий свет.
- Откуда ты все это знаешь?
- Оттого что люблю тебя.
Как она обращается с этим словом, подумал Равик. Совсем не думая, как с пустым сосудом. Наполняет его чем придется и затем называет любовью. Чем только не наполняли этот сосуд! Страхом одиночества, предвкушением другого «я», чрезмерным чувством собственного достоинства. Зыбкое отражение действительности в зеркале фантазии! Но кому удалось постичь самую суть? Разве то, что я сказал о старости вдвоем, не величайшая глупость? И разве при всей своей безумности она не ближе к истине, чем я? Зачем я сижу здесь зимней ночью, в антракте между двумя войнами, и сыплю прописными истинами, точно школьный наставник? Зачем сопротивляюсь, вместо того чтобы очертя голову ринуться в омут, - пусть ни во что и не веря?
- Почему ты сопротивляешься? – спросила Жоан.
- Что ты сказала?
- Почему ты сопротивляешься? – повторила она.
- Я не сопротивляюсь... Да и к чему мне сопротивляться?
- Не знаю. Что-то в тебе закрыто наглухо, никого и ничего ты не хочешь впустить.
- Иди сюда, - сказал Равик. – Дай мне еще выпить.
- Я счастлива и хочу, чтобы ты тоже был счастлив. Я безмерно счастлива. Ты и только ты у меня в мыслях, когда я просыпаюсь и когда засыпаю. Другого я ничего не знаю. Я думаю о нас обоих, и в голове у меня словно серебряные колокольчики звенят... А иной раз – будто скрипка играет... Улицы полны нами, словно музыкой... Иногда в эту музыку врываются людские голоса, перед глазами проносятся картины, словно кадры из фильма... Но музыка звучит... Звучит постоянно...
Всего несколько недель назад ты была несчастна, подумал Равик. И не знала меня. Легко же тебе дается счастье.
Он выпил кальвадос.
- И часто ты бывала счастлива? – спросил он.
- Нет, не очень.
- Ну а все-таки? Когда в последний раз у тебя в голове звенели серебряные колокольчики?
- Зачем ты спрашиваешь?
- Просто так, чтобы о чем-нибудь спросить.
- Не помню. И не хочу вспоминать. Тогда все было по-другому.
- Всегда все бывает по-другому.
3 comments
1. Гость (13 Июль, 2011 - 14:12) написал:
" Триумфальную арку" перечитывала и плакала....над финалом.Люди заложники своей гордыни....,а это неизбежно ведёт к трагедии. Берегите друг друга и прощайте,говорите о любви ,не молчите,как Равик....
2. Гость (20 Март, 2013 - 05:07) написал:
вы не постигли главного - самой сути произведения.
Равик ее не любил и догдывался что без любви это будет всего лишь удовлетворение животных инстинктов которые ЕГО не сделают счастливым, и они в любом случае бы расстались, даже еслиб Жоан действительно его любила.
а Жоан просто ветряная, не серьезная женщина. не зря Равик подмечал как не серьезно и легко она разбрасывается такими словами - значащими гораздо больше чем та мимолетная влюбленность Жоан.
влюбленность/страсть это совсем не любовь. любовь это гораздо глубже - она к человеку на духовном уровне который мало зная человека не узнаешь.
Жоан глупая ветряная женщина, которая легко испытывает страсть чуть ли не к каждому встречному и выдает ее за любовь. поэтому предпочитая ветряную страсть вместо более серьезных чувств - ее отношения с мужчинами кратковременны, и конечно расставания вызывают у нее депрессии.
ее поведение аналогично женщине которая каждый день выходит на улицу предлагая с ней переспать каждому встречному, в надежде, что хоть кто-то окажется тем - кто останется с ней. и конечно, отношения так легко развившиеся, для любого мужчины, не представляют ценности, тем более, с женщиной которую они не любят.
Равик будет беречь ЛЮБИМУЮ женщину, и будет говорить о любви ЛЮБИМОЙ женщине, поэтому ваши обвинения его в том, что он этого не делал не любимой женщине, как минимум, не уместны.
и гордыня тут не при чем.
как говорится - "насильно любим не будешь", как бы вы этого не хотели.
3. Гость (8 Ноябрь, 2015 - 04:22) написал:
Интересно что Вас вообще в Ремарке привлекло, если Вы уже все расставили по полочкам. Мне, например, кажется ошибочным Ваше суждение о том, что Равик не любил. И то, что люди расстаются не означает, что они не любили или не продолжают любить. Складывается впечатление, что Вы уже точно знаете что такое любовь. Безусловно Вы уже выбрали ЛЮБИМУЮ женщину и собрались с ней прожить до старости. А что Вы будете делать, если завтра Вы полюбите ее подругу, свою сотрудницу или чего хуже...соседа? Нет, конечно это с Вами не случится, потому что Вы любите жену....
Но Вы не спите ночами, плохо едите, нервничаете, не спите...очень долго не спите...увольняетесь или уезжаете в другую страну, с женой!
И там тоже продолжаете не спать, потому что...любите!
И то, что Вы так никогда не подошли к сотруднице или соседу и плюетесь от одной мысли об этом не означает что Вы не любите. Вам кажется, что у любви в современном смысле материальный состав преступления. Считается что она начинается когда люди спят вместе.
А ведь автор поднял вопрос чувств Равика и Жоан после их нескольких встреч. И кстати встречи интересуют читателя меньше всего, наиболее интересны их разговоры и размышления, и даже больше - Равика. Следовательно, сексуальное влечение здесь не может играть главную роль.
В приведенном диалоге Равик и читатель одновременно задумываются о том что такое любовь. Об этом люди задумываются не один раз на протяжении жизненного пути, и это не значит что каждый раз они уходят от жены/мужа. Брак и секс конечно имеют отношение к любви, но, как мне кажется, любовь - это сложный набор чувств и эмоций, связанных с определенным человеком или даже представлении о нем, которые имеют свойство проходить. Последнее предложение из отрывка "все всегда бывает по-другому" как раз и подчеркивает неоднозначность чувств и переживаний того или иного человека в любви. При такой неопределенности сделать заранее вывод о том, чем закончатся отношения нельзя. И я, читая, сомневалась, что книга закончится тем, что Равик и Жоан умирают вместе в старости, но только потому что у Ремарка нет подобных концов.